Сезонность спроса в Яндекс Вордстат
Июн 22, 2020

Сезонность есть в каждом бизнесе. Поведение пользователей во часто определяется сезонными колебаниями. С учетом сезонности спроса компании распределяют бюджет в течение года, добавляют товары, меняют креативы, запускают новые продукты. Она носит цикличный характер. Это означает, что можем прогнозировать активность клиентов и принимать решение на основе данных.

Что такое сезонность спроса

Периодические колебания спроса, повторяющиеся в зависимости от сезона. Их хорошо видно в течение года, реже — в течение месяца или недели. С точки зрения сайта это колебания трафика.

сезонность спроса, сезонность бизнеса, сезонность, как посчитать сезонность спроса, как посчитать сезонность бизнеса


Причины сезонности спроса

Выделим несколько основных причин, по которым происходит колебание спроса:

  • Смена времени года
  • Календарные события, праздники
  • Потребительские привычки
  • Различные события (локального и мирового масштаба)

Сильнее на спрос влияют время года и календарные события. В период новогодних праздников люди покупают подарки, компании торопятся закрыть годовые планы по продажам. Поэтому начинаются скидки. К календарным событиям относятся гендерные и профессиональные праздники, значимые события. Например, 14 и 23 февраля, 8 марта и 1 сентября, Новый год, Рождество и другие дни.

На потребительские привычки влияют и смена года, и календарные события. Например, после больших праздников у людей не остается денег на развлечения. Перед новым годом, наоборот, появляется больше средств за счет премий, выплачиваемых работодателями. Перед сезоном отпусков люди сокращают траты и экономят на поездки.

На потребительский спрос влияют и различные события. Каждый год компания Apple проводит презентацию, на которой анонсирует новые продукты. Раз в четыре года проводятся Олимпийские игры. Проводится ежегодная распродажа «Черная пятница». Для каждой тематики в течение года можно подобрать ключевые события, перед которыми вырастает или падает спрос на продукцию.


Зачем учитывать сезонность спроса

Колебания спроса, праздники и различные события — это не только рассылки и праздничные посты в соцсетях. Это стратегия, которую должна прорабатывать каждая компания вне зависимости от масштабов и бюджета. Сезонность — прогнозируемое явление. Рассмотрим советы, которые помогут использовать данные о сезонности для собственных целей:

сезонность спроса, сезонность бизнеса, сезонность, как посчитать сезонность спроса, как посчитать сезонность бизнеса

Распределение бюджета

Как правило, крупные кампании считают и согласовывают маркетинговые бюджеты на целый год. Средства закладываются с учетом сезонности спроса и корректируются в течение размещения. Важно распределить большую часть бюджета в период, когда спрос на товары или услуги будет особенно большим. Кроме увеличения бюджета подумайте, как можете удовлетворить потребности пользователей. Это могут быть промокоды или программы лояльности.

Смена коммуникации

Меняйте шапки профилей в соцсетях, баннер на стартовой странице сайте. Скорректируйте тексты объявлений в контекстной и таргетигованной рекламе, создайте новые креативы для РСЯ, КМС и видеорекламы.

Сезонные предложения

Для каждого времени года или события актуальны свои предложения. Будьте избирательны, продумывайте, что может заинтересовать клиентов. Это касается не только очевидных вещей — новогодних и гендерных праздников, «Черной пятницы» и первого сентября. Следите за повесткой и реагируйте на локальные события, занимайтесь ситуативным маркетингом.


Что делать в период низкого спроса

сезонность спроса, сезонность бизнеса, сезонность, как посчитать сезонность спроса, как посчитать сезонность бизнеса

Нужно заняться стимулированием спроса на соответствующие товары и услуги:

Планирование

В период низкого спроса имеет смысл сократить маркетинговые расходы. Из-за невысокой занятости займитесь прогнозированием будущих размещений, на которые будут приходиться распродажи и сезонные всплески. Проведите анализ предыдущих размещений.

Специальные предложение

Как и в случае высокого спроса, в этот период запускайте специальные предложения для пользователей: анонсируйте скидки, различные бонусы, бесплатную доставку или выгодные бонусы. Люди всегда хотят сэкономить. Подобная активность позволит удержать действующих клиентов и привлечь новую аудиторию.

Рассрочка и программы лояльности

Позвольте пользователям покупать товары в кредит или рассрочку. Придумайте программу лояльности. Разнообразие способов оплаты, возможность покупки в кредит или рассрочку положительно влияет на конверсию сайта.

Диверсификая

Переориентируйте бизнес на другие товары и услуги. Предлагайте людям то, что актуально в данный момент времени. Не стоит полностью менять направление бизнеса, но можете скорректировать стратегию продаж и сконцентрироваться на сопутствующих товарах.

Тестирование новинок

Вытекает из предыдущего пункта. В период низкого спроса нагрузка на бизнес и отдел продаж снижается. Чтобы оставаться на плаву, мотивировать сотрудников и сохранить клиент тестируйте новые товары, расширьте линейку продукции, пробуйте выходить на новую аудиторию. Можете заняться подготовкой нового продукта перед увеличением сезона.

Технические работы

К этому пункту можем отнести:

  • Оптимизацию сайта (например, проверку мобильной верстки или оптимизацию скорости загрузки)
  • Анализ предыдущего размещения в контексте и социальных сетях
  • Построение и автоматизация отчетности
  • Ревизию товаров
  • Актуализацию базы данных пользователей
  • Заняться обучением сотрудников или повышением собственной квалификации
  • Написанием регламентов, инструкций или скриптов продаж

Идея в том, чтобы заняться вопросами, которыми не получалось заняться в период активных продаж. Используйте свободное время для оптимизации процессов.


Как посчитать сезонность спроса в Яндекс Вордстат

После вводной части приступим к практическому заданию.

Яндекс Вордстат — сервис, который помогает получить информацию о запросах пользователей Яндекса. Он позволяет узнать, сколько людей в месяц ищут ту или иную фразу, и посмотреть запросы, похожие по смыслу на вашу фразу. Для начала работы зарегистрируйте или войдите в существующую почту на Яндексе. Подробнее ознакомиться с сервисом можете в официальной справке.


Последовательность действий

Посчитаем сезонность на примере покупки автомобиля.

  • Перейдите на вкладку «История запросов»
  • Введите запрос, укажите регион и тип устройства. Для полного объема данных результаты смотрим по России и всех устройствах, данные группируем по месяцам.
  • Для наглядности передвиньте ползунок над графиком, чтобы выбрать интересующий нас интервал времени.
  • Сезонность выражается в процентах и смотрится на длительном промежутке времени по нескольким ключевым словам, описывающим товары или услуги. На примере покупки автомобиля: «купить автомобиль», «купить авто» и «автомобиль».
  • Выделите статистику по запросу «купить автомобиль», например, за 2019 в разбивке по месяцам.

яндекс вордстат

  • Перенесите данные в Excel, удалите относительные значения, пустые столбцы между датой и числом показов, расположите месяцы друг под другом.
  • Добавьте над таблицей новую строчку и впишите ключевое слово, по которому смотрите частотность, а снизу строчку для подведения итогов, используя формулу =сумм
  • Создаем четвертую таблицу, в которой будет сумма значений по каждому месяцу из предыдущих трех таблиц и выбранные периоды, добавьте новый столбец, в котором будет посчитан коэффициент сезонности. После этого добавляем строчку под абсолютными значениями с формулой: =срзнач, так вы определите среднее количество запросов в течение года.
  • Осталось посчитать отношение показов в каждом месяце в 2019 году к среднему количеству запросов в течение года. Для этого разделите показы, начиная с января, на среднее количество запросов в течение года. Зафиксируйте среднее значение за год в формуле с помощью F4 (символами $).
  • При необходимости постройте график сезонности
сезонность спроса


Практическое задание

Посчитайте сезонность для своего бизнеса с использованием данных за прошлый год. Используйте несколько общих слов, описывающих товар или услугу. Во вложении пример посчитанной сезонности на примере покупки автомобиля.

Если хотите научиться продвигать свой бизнес с помощью контекстной рекламы — регистрируйтесь на курс Edmance. Во время обучения научитесь запускать поисковые кампании, РСЯ и КМС. Настроите расширенную электронную торговлю, тег динамического ремаркетинга. Запустите смарт-баннеры и динамический ремаркетинг Google. Создадите торговую кампанию и построите красивый отчет в PowerBI.