Как запускали проект
Май 03, 2020

Уже прошло три недели с момента запуска Edmance. Мы проделали большую работу на этапе подготовки и создания проекта: проанализировали динамику, объем и потенциал рынка онлайн образования, изучили сильные и слабые стороны конкурентов, провели два десятка интервью с потенциальными клиентами, подобрали платформу для курса, написали программу, создали тренировочный сайт. Сегодня речь пойдет о идее создания продукта и первых результатах.

Анонс: запускаем собственный блог о контекстной и таргетированной рекламе, веб-аналитике и визуализации данных.
Получайте прикладные знания: таким создан курс, таким будет и блог. Каждую статью дополним заданиями, которые помогут закрепить материал. Статьи будем выпускать не реже одного раза в две недели. Уверены, материалы будут интересными и полезными.

Что такое Edmance

Максимально коротко: Edmance = education + performance. Курс без видео и минимальным участием кураторов: уменьшаем издержки, повышаем вовлеченность, строим масштабируемый продукт.

Подробнее: название проекта происходит от слов education (образование) и performance (английского performance-marketing).
Цель проекта — создать качественный, технологичный и масштабируемый образовательный продукт.

Edmance — онлайн курс по контекстной рекламе, основанный на сюжетном обучении: устройтесь на работу в рекламное агентство и пройдите путь от начинающего специалиста до руководителя группы. В процессе работы возьмите на ведение интернет-магазин электроники, выстраиваете отношения с клиентом, пройдите этапы от первого письма до построения отчетности по итогам размещения. Курс построен на диалогах персонажей, тестах, открытых вопросах и вопросах с выбором ответа, самостоятельной оценки ответов и частичной проверкой файлов, которые будете отправлять руководителю. На курсе нет записей видео, обучение не привязано к конкретной дате, начать можно в любой момент. Максимум пользы: работаете в реальных рекламных кабинетах и системах аналитики с историческими данными, самостоятельно создаете и загружаете рекламные кампании, анализируете размещение и строите аналитические отчеты.

Идея создания проекта

Максимально коротко: погрузить людей в атмосферу работы в рекламном агентстве, обучить практическим навыкам работы с Яндекс Директ и Google Ads при работе с реальными данными.

Подробнее: перед началом проекта команда разделила образовательные курсы на 3 типа:

edmance, онлайн курс по контекстной рекламе

Оффлайн и смешанный формат осознано не рассматривали как бизнес-модель: в условия высокой конкуренции, ограниченных ресурсов и тенденции к цифровизации нужно переносить бизнес в интернет. Обращаем внимание, что крупные образовательные онлайн проекты приглашают пользователей на оффлайн встречи, семинары и интенсивы, но акцент идет на занятиях в сети. В случае Edmance тестирование идеи и запуск проекта происходит полностью в интернете.

В последние годы появились проекты, которые меняют подход к онлайн образованию: сюжетное обучение, геймификация, симуляторы работы, доступ к реальным данным и много практических заданий. Вдохновившись примерами Яндекс Практикум, Java Rush, GoPractice, SkillFactory, LinguaLeo, наша команда реализует проект, направленный на изучение контекстной рекламы. Мы хотим провести пользователя через путь работы в рекламном агентстве: познакомить с внутренними процессами, погрузить в работу с проектом, научить запускать кампании и оптимизировать размещение.

Как выбрали формат обучения

Итак, рассказали о классификации образовательных проектов с точки зрения формата обучения и почему решили сфокусироваться на онлайне. Большинство компаний предлагают обучение через просмотр видео: записи прошедших вебинаров или онлайн-трансляции. На этапе планирования курса нужно было решить, в каком формате работать — остановились на сюжетном обучении без видео, расскажем почему.

С нашей точки зрения на курсах с использованием видео имеются недостатки:

онлайн курс Яндекс Директ, онлайн курс Google Ads, обучение контекстной рекламе

Актуальность материала

В сфере интернет-маркетинга изменения происходят с фантастической скоростью. То, что было актуально год назад, сегодня будет неприменимо на практике. Записав видео один раз, компании или специалисты избавляют себя от необходимости каждый раз рассказывать информацию заново, однако в случае, если информация устаревает, материал приходится монтировать вновь. Если в момент записи экрана показывается презентация — ее нужно переделать. Такой проблемы нет в случае с обучением, которое начинается в конкретное время и происходит в онлайне: спикер заранее может актуализировать материал (презентацию, программу курса) и рассказать на вебинаре. У этой модели есть свои недостатки, о них поговорим позже.

Образ спикера

Пожалуй, один из самых важных моментов в обучении: внешний вид, если человек присутствует на экране, прическа, одежда, наличие посторонних предметов или людей в кадре, жестикуляция, владение терминологией, словарный запас, интонация, собственный уровень владения инструментами. Интервью с пользователями показали: 95% людей обращают внимание на то, кто выступает, как и что говорит этот человек. Да, ценность важнее упаковки, главная задача сводится к получению знаний, но на каждом этапе взаимодействия с пользователями надо показать экспертизу.

У одного из членов нашей команды был негативный опыт: во время обучения по визуализации данных у спикера долгое время не получалось выполнить задание по чек-листу из презентации. После нескольких попыток спикер признался, что доделывал презентацию ночью, из-за чего не спал и что-то упустил… но извинился. Курс стоит больше 30 000 рублей, за эти деньги люди ожидают получить знания, а не слушать, что материал доделывается в последние часы.

Часто появляются вопросы и к экспертизе спикера: из-за видео у человека появляется пространство для диалога, возможность растянуть вступление, потратить время на обсуждение вещей, не имеющих практического значения. Сколько раз ловили себя на мысли: «что за вода?». Без исследований можно найти отзывы, где студенты пишут о низкой экспертизе спикеров, к сожалению, эта проблема будет периодически встречаться. Дело в том, что услуги опытного специалиста стоят дорого, не все компании могут регулярно приглашать таких людей. Это данность, которая имеет место быть.

Качество аудио и видео

Пункт частично пересекается с предыдущим. Обучение по видео можно разделить на 3 вида: запись спикера со стороны лица, периодически происходит демонстрация экрана; постоянная трансляция экрана, спикер находится сбоку в отдельном окне; постоянная трансляция экрана без спикера. В случае, если спикера не видно, внешними атрибутами можно пренебречь, если спикера видно, то важно уделить внимание каждой мелочи. Но что делать с качеством интернет соединения, качеством аудио и звука, которые могут портиться из-за слабого сигнала и высокой нагрузки на сервер? Это еще одна проблема, которая периодически возникает в момент обучения, и которую не всегда удается быстро устранить.

Концентрация внимания

Наши интервью показали, что среднее время концентрации внимания в момент просмотра обучающего видео находится в диапазоне 40-60 минут, далее происходит рассеивание, невнимательность, из-за которой усваивается лишь малая часть информации. Проблема в том, что во время вебинара человек только наблюдает, у него нет возможности «в моменте» взять и применить полученные знания. В следствие этого эффективность снижается. Существую разные уловки: небольшие тесты в начале и середине обучение, сбор обратной связи (поставьте плюсик), небольшие перерывы. Мы уверены, что это частично помогает удержать внимание пользователя. В большинстве своем люди ментально отваливаются уже в середине вебинара. Если наложить на это образ спикера, его монотонную речь и общие рассказы о всем, и ни о чем конкретном, то эффективность будет минимальной.

Скорость интернета, разница часовых поясов

В России большинство онлайн программ рассчитаны на пользователей из центрального региона: в стране 11 часов поясов, разница во времени достигает +9 к московскому времени (на Камчатке) и -1 час (в Калининграде). Очевидно, жителям восточных регионов страны по мере отдаления от Москвы тяжелее подстроиться под время вебинара, если идет прямая трансляция, поэтому школы могут терять часть пользователей уже на этом этапе. В случае с покупкой записей вебинаров этой проблемы нет. Вторая причина — качество интернета. Не везде проведен высокоскоростой интернет. Если человек подключается к онлайн трансляции, качество соединения может сильно пострадать, в некоторых случая невозможно посмотреть трансляцию.

Языковые ограничения

Создавая видеокурс, компании делают контент для русскоязычного населения. На глобальном рынке доля англоязычных пользователей в разы превышает русскоговорящих. В случае выхода зарубеж, придется все переделать: начиная с подготовки спикеров навыкам английского языка, заканчивая записью новых видео. В случае с прямыми эфирами возникает еще больше сложностей.

Наше решение

Цель проекта — создать качественный, технологичный и масштабируемый образовательный продукт. Мы описали механику работы проекта, предлагаем посмотреть фрагмент обучения:

Наша команда осознанно отказалась от видео внутри курса: обучение построено в форме диалогов персонажей. Когда работаешь над текстом, нет возможности «налить воды», приходится тщательно выбирать формулировки, продумывать то, что увидит пользователь. Есть обратная сторона: из-за большого объема текстовой работы периодически находим орфографические и пунктационные ошибки. Наши первые пользователи охотно делятся обратной связью, в случае нахождения ошибок сразу отправляют нам, мы очень благодарны за это.

Обучение ведется на сторонней платформе: на этапе тестирования отказались от инвестиций в разработку, так как требуется время для подтверждения нескольких гипотез и получения прибыли, чтобы в дальнейшем инвестировать ее в разработку собственной платформы.

Используя такой подход, человек может начать обучение в любое время. Проблема со слабым интернетом решается полностью: на курсе нет тяжелых видео или файлов, нет нагрузки из-за большого количества учащихся.

С помощью платформы актуализировать материалы легче, чем перезаписывать новые видео. Есть презентация на стартовой странице с программой курса, несколько чек-листов — актуализировать их легче, чем презентации к каждому видеоуроку.

Масштабировать проект легче за счет того, что участие кураторов минимальное: большая часть заданий проверяется автоматически, либо пользователь самостоятельно оценивает свою работу.

Первые успехи

Максимально коротко:

Подробнее: официальная дата запуска проекта — 12 апреля 2020 года. Прошло ровно три недели с момента запуска MVP — получили 34 заявки на обучение, активных пользователей — 14, конверсия в онбординг составляет 41,2%. На этапе теста опубликовали 10 глав, обучение проходит полностью бесплатно.

Edmance — коммерческий проект, начиная с 12.05.2020 действующие учащиеся курса смогут продолжить обучение бесплатно, новые пользователи будут иметь бесплатный доступ к части контента, остальная часть будет доступна после оплаты. Мы осознанно не запускали монетизацию проекта, цель — проверить в боевых условиях материал курса, собрать обратную связь от учеников. В ходе обучения получили несколько положительных отзывов о формате обучения, но также получаем комментарии с просьбами доработать проект. Как уже сказали, первые пользователи — самые ценные, и мы благодарны за обратную связь и будем дальше улучшать наш продукт.

Практическое задание:

Как обещали, прикрепили задание для закрепления материала. Сколько бы не старались описывать наш продукт, вы сможете понять ценность, только если сами попробуете, погрузитесь в атмосферу работы в рекламном агентстве, с первых глав начнете выполнять практические задания. Возьмите на ведение собственный проект, разработайте структуру аккаунта, определите KPI, посчитайте медиаплан и запустите первые рекламные кампании!